Европейские концепт-коры

В то время как в Америке «Большая тройка» (Chrysler, General Motors и Ford) вовсю злоупотребляла презентациями «ого-го-мобилей мечты», в Европе все было иначе. Хотя сразу после Второй мировой войны в Европе начали проводиться автосалоны, европейские концепт-кары появились только в 1950-х. Первым значимым из них был созданный Bertone «ВАТ 5» — первенец из трех, разработанных, чтобы исследовать аэродинамику.

ВАТ — это сокращение от Berlna Aerodynamca Technca, обтекаемый, закрытый туристический автомобиль.

За «ВАТ 5» 1953 года последовали «ВАТ 7» 1954-го и «ВАТ 9» 1955 годов. Все три автомобиля основывались на механике Alfa Romeo, все три сохранились до наших дней, и их значение для автомобильного мира остается огромным.

В 1950-х годах в Европе создавались самые разные концепт-кары; однако если автомобили, демонстрировавшиеся на американских автомобильных выставках, можно было назвать «маниловскими», далекими от действительности, то европейские автомобили, как правило, служили основой для конкретных исследований.

Это особенно верно для итальянцев, у которых уже была сильная традиция кузовостроения.

Fat и Alfa Romeo занимались тестированием аэродинамики и газотурбинных двигателей, на Gha, которая будет позже проглочена FordoM, изготавливали многие из концепт-каров Chryslera.

В 1950-х годах большинство оригинальных концепт-каров имело американское гражданство, но в 1960 году Pininfarina создал «X», автомобиль, четыре колеса которого располагались ромбом, сзади имелся громадный «плавник» — автомобиль, который перечеркнул все правила компоновки транспортного средства и его аэродинамики. Этот автомобиль был произведением чистого искусства, концепт-каром, в значительной степени чуждым европейским автомобилестроителям и кузовщикам того времени.

К середине 1960-х, однако, Bertone, Pininfarina и Gha делали концепты, имеющие собственное лицо и которые обычно были — но не обязательно — основаны на европейской механике.

Ко второй половине 1960-х годов появляются нафаршированные и быстрые итальянские концепт-кары, но в других европейских странах таких почти не создавали. Так продолжалось и большую часть 1970-х, несмотря на появление в начале этого десятилетия «безопасных автомобилей».

Концепт-кары с огромными бамперами, с высоким сопротивлением удару при столкновении и чрезвычайно дополненными внутренними элементами безопасности, заполнили европейские автосалоны.

Проблема была в том, что они все без исключения были уродливы, обладали ужасной динамикой, были дороги в производстве и потребляли много топлива.

К середине 1970-х «безопасные автомобили» сохранились лишь в дурных воспоминаниях, распространение получили автомобили куда лучшего дизайна, хотя и более безопасные, чем их предшественники.

Многие из создаваемых концепт-каров были, как и раньше, «бескомпромиссными суперкарами», но такие машины, как Citroen Camargue и NSU Trapeze, несли стиль в сектор массовых автомобилей, внедряя там двух — или трехдверные кузова с пространственной рамой и панелями обшивки.

Camargue был сделан на основе Citroen GS, Trapeze использовал платформу NSU R08O. Конечно, Trapeze, с его безмуфтовой ручной коробкой передач, роторно-поршневым двигателем и обтекаемым кузовом с пространственной рамой (все в базовой конфигурации), едва ли можно отнести к ширпотребу 1970-е годы также обозначили смену лидеров.

В Соединенных Штатах после гедонизма 1950 — 1960-х, наступило затишье, наиболее важные концепт-кары теперь производились Европе.

В 1973 году Ford купил известнейшую студию дизайна Gha, и создаваемые им после этого события автомобили по происхождению стали европейскими, несмотря на то, что являлись американской собственностью. Другие европейские кузовщики (почти исключительно итальянские), такие как Bertone, Zagato и Pininfarina, продолжали заниматься тюнингом серийных автомобилей и дизайном (и разработка и производство) на заказ.

Хотя многие из их концептов были определенно экспериментальными и имидживыми, некоторые из них рекламировались как готовые к серийному выпуску автомобили, в надежде на то, что один из главных автоконцернов захочет начать их производство. Oldsmoble Golden Rocket 1956 г. выпуске имел много больше, чем только эффектную внешность.

При открытии дверей крыша автоматически поднималась, облегчая посадку и высадку.