Проектирование мечты

Более полувека усердно трудятся «создатели мечты», для того чтобы своими «фантазиями на колесах» привлечь самую переменчивую публику — покупателей автомобилей. Мир моды не стоит на месте, а концепт-кары — просто одна из ветвей моды: в один год на первый план вдруг выходят огромные колеса, в следующем году в центре общего внимания оказываются задние двери. Только одно никогда не изменяется — важность самих концепт-каров.

Немногие концепт-кары когда-либо шли в производство, но отдельные элементы большинства из них, в конечном счете, появляются на серийных автомобилях.

Таким образом, концепт-кары позволяют маркетинговым отделам заниматься виртуальным производством, фактически ничего не производя. Все знают, что концепт-кар — это только идея автомобиля: он не продается, и никто этого от него и не ждет.

Вы можете спросить, а зачем он тогда нужен, в чем его смысл?

Как и в любой другой ветви моды, смысл тут в обозначении границ возможного, ведь только путешествуя, можно понять, как далеко вы можете зайти.

Верно, что многие концепт-кары с трудом можно назвать удачными, но были и такие, которые стали настоящим допингом для всей отрасли. Пол Хорелл (Paul Horrell) в своей хорошей статье для журнала «Кар мэгэзин» назвал пять причин, по которым создаются концепт-кары.

Первая — это продвижение итальянских домов дизайна. Хотя ниша концепт-каров не является исключительно итальянской монополией, итальянские дизайнеры действительно присутствуют там больше, чем кто-либо.

Вторая причина — подготовка общественного мнения к появлению нового серийного автомобиля.

Третья причина, наоборот, состоит в том, чтобы отвлечь внимание от производимых в большом количестве унылых автомобилей, которые ничего не дают имиджу компании. Изучение реакции рынка на новые дизайнерские решения и определение перспектив их использования в серийном производстве — заключительные две причины.

Действительно, весьма трудно придумать концепт-кар, который не вписывается в, по крайней мере одну из этих категорий. Все это справедливо и для первого настоящего концепт-кара — Buck Y Job 1938 года.

Разработанный Харли Эрлом из General Motors, этот автомобиль ничего не взял от своих предшественников — он был гладким, обтекаемым, аэродинамичным и невозможно элегантным. Venus Blo задним числом признан первым официальным концепт-каром в мире.

Он появился раньше Buck V Job на пять лет, но там, где американский автомобиль сохранился до наших дней, Blo быстро исчез без следа.

Организуемые GM а 1950-х и 1960-х «Моторамы» были щедрыми на события праздниками автомобиля и свободы, которую он предлагает. На переднем плане Frebrd 1954 г. Он так и остался в единственном экземпляре, поскольку его облик был слишком смел для своего времени.

Но хотя за точку отсчета в создании концепт-каров обычно принимают Y Job, самый первый концепт-кар в мире — Venus Blo — появился на пять лет ранее. Представленный в ноябре 1933 года, он был детищем шведской компании Volvo, хотя она первоначально и отказывалась от причастности к его созданию.

Он был изготовлен независимым производителем автомобильных кузовов, на шасси Volvo PV653, и только позже в Volvo признают, что автомобиль был создан, чтобы посмотреть на реакцию публики. В облике Venus Blo заметно влияние самолетов того времени, его создатели экспериментировали с использованием внутреннего пространства.

Ярко-синий цвет автомобиля с бежевыми полосами акцентировал реализованную идею сменных панелей на случай аварии. При первой демонстрации Venus Blo вызвал неоднозначную реакцию.

Но только спустя пять лет, с появлением Y Job, открылись шлюзы для целого потока концепт-каров, которые часто называли также «автомобилями мечты». Большая их часть производилась в Соединенных Штатах, и Харли Эрл из General Motors был ответственен за многих из них. Его Le Sabre, появившийся в 1951 году, был не менее потрясающим, чем его предшественник.

Сделанный под впечатлением от реактивных истребителей того времени (начинался век сверхзвуковых скоростей), Le Sabre в одночасье сделал все современные ему серийные автомобили старомодными.